Что происходит на рынке стартерных батарей
У многих производителей и продавцов аккумуляторных батарей (АКБ) сегодня дела обстоят не лучшим образом. Хотя, в общем-то, ситуация здесь не так печальна, как, скажем, у некоторых автодилеров (продажи новых машин в среднем упали почти на 20%, а аккумуляторов — на 10–12%). Дело в том, что кризис оживил рынок подержанных машин, батареи на которых менять приходится чаще. Да и вообще «подзаряжать» одни только легковые авто, которых в России около 40 миллионов, пусть и с большей периодичностью, а владельцам все-таки приходится. Из-за этого, по некоторым оценкам, в 2016 году у нас, как ожидается, продадут 10–11 млн АКБ.
Однако при этом хозяева машин стали экономить на «именах», все чаще отдавая предпочтение аккумуляторам российских брендов или иностранных марок, но произведенным у нас. Хотя и из этого правила есть исключения.
Если говорить об АКБ, то около 30% российских автовладельцев по-прежнему предпочитают иметь дело с аккумуляторами, сделанными за рубежом. При этом те водители, кто в этом вопросе не перешел на импортозамещение, отдают предпочтение «родной» сборке, а не товарам «made in China».
Батареи Topla поступают на наш рынок уже более 30 лет
Между тем сегодня батареи даже таких известных брендов, как, например, Bosch, делают в том числе и в Китае. Продажи этих и других «именитых» батарей (кстати, в той или иной степени принадлежащих или контролируемых американским гигантом Johnson Controls) в кризисные времена сильно упали — по данным агентства «Автостат», почти на 24%. Разумеется, не в последнюю очередь свою негативную роль тут сыграли и колебания курсов валют, и санкционная война. Конечно, автомобильные аккумуляторы под запрет не попали, но многие иностранные компании в угоду политикам явно снизили свою деловую активность в России. Кстати, высокая политика сыграла злую шутку и с такими некогда популярными у нас аккумуляторным брендом, как Mutlu, — импорт турецкой продукции в Россию упал на 75%. По понятным причинам рухнули продажи и некогда востребованной у нас продукции украинской корпорации «Веста».
В общем, темпы ввоза батарей заметно упали, а про их увеличение и говорить не приходится — достаточно заметить, что из двух десятков импортеров АКБ незначительный рост зафиксирован только у пяти фирм, среди которых — словенская TAB (аккумуляторы TAB, Topla, Vesna). И тут дело не только в том, что эти бренды хорошо известны у нас еще с 80-х годов прошлого века. Гораздо важнее то, что все производство компании находится именно в Европе. Это несколько мощных предприятий — в Словении и Македонии, — которые выпускают около 5 млн. батарей в год (3,6 млн стартерных аккумуляторов и 1,4 млн элементов для промышленных аккумуляторов). О том, как делают АКБ, например, в Словении, рассказывает этот ролик:
Важно и то, что в упомянутой выше войне санкций словенцы заняли более чем взвешенную и лояльную по отношению к нашей стране позицию. В итоге, как отметил портал «Автостат», в настоящее время «компания ТAB значительно улучшила позицию в рейтинге импортеров АКБ».
Впрочем, куда важнее для россиян, считающих сегодня каждую копеечку, эксплуатационная надежность батарей. Между тем, словенский завод уверенно заявляет, что при надлежащем уходе и правильной эксплуатации срок службы его батарей может достигать 7 и более лет. Однако куда лучшим подтверждением качества этих источников питания может служить тот факт, что российские дистрибьюторы и импортеры, будучи уверенными в надежности аккумуляторов ТАВ, сегодня сами устанавливают на них 4-летнюю гарантию.
Аккумуляторы ТАВ производятся по самым современным технологиям
Впрочем, если на иной импортной батарее и стоит привлекательный ценник, то это хороший повод для размышлений, потому как здесь тоже есть свои нюансы. Так, например, отдельные корейские фирмы, продвигая на нашем рынке свои аккумуляторы, откровенно демпингуют. Работая себе в убыток сегодня, они стремятся увеличить и закрепить за собой «кусочек» рыночной доли.
Иногда снижают цены и поставщики аккумуляторов ряда известных немецких брендов. В первую очередь это касается источников питания, производимых в Китае. Впрочем, ситуация с германскими батареями из «Поднебесной» частенько обыгрывается поговоркой «какая цена, такое и качество». Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с менеджерами автомагазинов, принимающими десятки претензий от разочаровавшихся покупателей «немецко-китайских» батарей.
Две трети всего необходимого для заводов свинца ТАВ получает путем переработки отслуживших батарей
Совсем иная ситуация со словенскими аккумуляторами. Они действительно стоят дешевле некоторых российских аналогов, и тому есть две причины. Во-первых, ТАВ кардинально и бесповоротно решил проблему добычи свинца, главной составляющей стартерного аккумулятора, которая определяет его конечную стоимость. Словенцы несколько лет назад запустили свой завод по рециклингу батарей, где получают две трети необходимого количества этого металла.
Применение на заводах ТАВ роботов-манипуляторов позволило уменьшить затраты на производство батарей и тем самым понизить их стоимость
Во-вторых, за последние годы ТАВ провел масштабную модернизацию всех своих предприятий — на них максимально роботизировали линии, внедрили передовые технологические процессы, улучшили логистику. И в итоге существенно сократили издержки, повысив тем самым ценовую привлекательность своей продукции. А потому вполне можно ожидать, что по итогам 2016 года ТАВ войдет в тройку лидеров среди зарубежных поставщиков батарей.